Психотерапия на практике (Спб:Ювента , 1999)
Вопрос о смысле жизни – высказывается ли он прямо, или предполагается – является человечески понятным вопросом. Поэтому сам по себе факт того, что смысл жизни подвергается сомнению, не может быть выражением болезненного в человеке; это скорее выражение человеческого вообще, более того, самого человеческого в человеке… Только человек оставляет за собой право подвергать свое бытие сомнении, и только одному ему свойственно переживать все сомнения в его смысле.
Стр.12То, что вера в сверхсмысл, понимаемый как пограничное понятие, или, с религиозной точки зрения, как Провидение – имеет исключительное психотерапевтическое и психогигиеническое значение, ясно само по себе. Эта вера- творческая. Истинная вера, питаемая внутренними силами, и сама делает человека сильнее. Для такой веры в конечном счете нет ничего бессмысленного.
Стр. 21Совесть относится к специфически человеческим феноменам. Ее можно было бы определить, как интуитивную способность почувствовать единственный и неповторимый смысл, скрытый в каждой ситуации. Другими словами совесть – это смысловой орган…пусть даже совесть и оставляет человека в «неизвестности» в отношении вопроса, нашел ли он вообще смысл своей жизни, - такая «неизвестность» не лишает нас «риска» повиноваться своей совести или прислушиваться к ее голосу.
Со всякой «неизвестностью» связан, однако, не только этот «риск», но и смирение. То, что мы даже на смертном одре не будем знать, не впала ли все же наша совесть в заблуждение, означает уже, что правой могла быть не наша совесть, а совесть другого человека. Смирение означает, следовательно, терпимость, но терпимость не есть индифферентность, так как уважать веру другого еще не означает идентифицировать себя с другой верой.
Стр. 33Человеческая свобода конечна, и каждый человек далек от всемогущества. Так же конечна человеческая ответственность, именно потому, что человек должен принимать решения , сообразуясь лишь с «велениями разума и совести».
Стр. 35При обсуждении вопроса о смысле жизни мы самым общим образом разграничили три ценностные категории. Мы говорили о ценностях творчества, ценностях епреживания и ценностях отношения. В то время как первая категоря реализуется путем деятельности, ценности переживания реализуются путем пассивного восприятия мира (природы, искусства). Ценности отношения же реализуются там, где необходимо принять на себя что-то неотвратимое, посланное судьбой. Способ, которым человек берет на себя подобные тяготы, дает неограниченную полноту ценностных возможностей. Это означает, что не только в творчестве и в радости жизнь может быть осмысленной, но также и в страдании!
О смысле страдания. Стр.107Не следует… задавать вопрос о смысле жизни; на него следует отвечать, причем отвечать каждый раз не словами, а делами. Кроме того, этот ответ должен соответствовать конкретности ситуации и личности, вобрать в себя эту конкретность. Верным ответом будет, таким образом, деятельный ответ в его повседневной конкретности, так как повседневность – это конкретное пространство человеческой ответственности.
О смысле труда., Стр. 117Теория и терапия неврозов (СПб:Речь, 2001)
Если нашим пациентам удается сформировать у себя парадоксальное намерение в отношении того, чего они боятся, то подобное психотерапевтическое мероприятие оказывает на пациента с фобиями удивительно благотворное влияние. В тот самый момент, как пациент научается «заменять» страх парадоксальным намерением, он лишает свой страх движущей силы.
Парадоксальная интенция (стр. 180)Если парадоксальная интенция позволяет пациенту иронизировать над своим неврозом, то с помощью дерефлексии он получает возможность игнорировать симптом… Дерефлексия в своем крайнем варианте предполагает игнорирование самого себя.
Дерефлексия (стр. 196)