Содержание:
ТЕМА НОМЕРА — ДУХОВНЫЕ ОПОРЫ ЧЕЛОВЕКА
Шумский В.Б. Попытка экзистенциально-аналитического понимания символа Св. Троицы.
Шумский В.Б. Попытка экзистенциально-аналитического понимания символа Св. Троицы.
Баранников А.С. Формирование представлений о связи личностной динамики и поведения с духовностью человека в современном экзистенциальном анализе.
Буковски Р. Духовный опыт в психотерапии. Рост из глубины Person.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БИЗНЕС-КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Андреева Н.Н., Ларина И.А. Экзистенциально-аналитические аспекты управленческой деятельности.
Киндсфатер Н.А. Возможности использования идей и методов экзистенциального анализа в практике бизнес-тренинга.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДИПЛОМНыЕ И МАГИСТЕРСКИЕ РАБОТЫ ПО ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМУ АНАЛИЗУ
Евстигнеева Е.А. Феноменологический метод в психотерапевтической практике экзистенциального и гуманистического подходов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС GLE-INTERNATIONAL В ЛИНДАУ (06.05.2011 – 08.05.2011)
Ефимова И.Н. Международный конгресс GLE-International «Духовность и интимность: опыт работы с глубинным в психотерапии».
Лэнгле А., Редеманн Л., Уолш С. Спиритуальность — интимность или трансперсональность? О происхождении спиритуальности и ее влиянии на жизнь и практику.
РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА РЕКОМЕНДУЕТ
Мариничева О.В. Фрагменты из книги «Исповедь нормальной сумасшедшей».
Сведения об авторах и членах редакционного совета.
Юбилей Альфрида Лэнгле
Приветствие главного редакторa
Перед вами третий номер журнала Российского экзистенциально-аналитического сообщества. Наш бюллетень выходит ежегодно, и мне, как исполнительному директору Института и главному редактору, хочется в нескольких словах описать основные события, произошедшие в жизни сообщества за год. Три новые образовательные группы в Москве, старт образовательных проектов по программам GLE-International в Казахстане и Украине, подготовка магистерской программы в МГУ и продолжение ее в ВШЭ, — для нас все это свидетельства расширения российского профессионального сообщества экзистенциальных аналитиков, открытого для диалога. В 2010 году поводом для него стала замечательная дата — 105-летие со дня рождения Виктора Франкла. ИЭАПП совместно с ИП РАО и факультетом психологии МГУ организовал и провел замечательный день 22 октября. Многие коллеги называли эту конференцию самым значительным психологическим событием года. Его основной темой стал диалог академической психологии и психотерапевтической традиции. Университетские профессора А.Г. асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский поистине персонально включились в дискуссию о смысле и совести, о духе и человеческой взаимопомощи. Персональность и феноменологическая открытость и создали, наверное, атмосферу, которая так нужна научному психологическому сообществу. В этом году продолжить традицию диалогов Институт решил, пригласив к разговору коллег-психотерапевтов других направлений. На этот раз тема номера — «Духовные опоры человека». Для нашего психотерапевтического подхода эта тема вполне оправдана: основатель экзистенциального анализа Виктор Франкл, талантливо и страстно защищал право человека на духовность. Сегодня в нашей стране очень велика тоска по духовному, этически оправданному жизнеустройству. Такое понимание духовного мы находим у Франкла: это одновременно и что-то глубоко личное, интимное (Совесть, например), и далекое, грандиозное, вечное, от чего захватывает дух, как если смотреть в звездное небо. (а может, мы находим это у Канта с его категорическим императивом и «звездным небом над головой»?) Когда А. Лэнгле дает анализ предельных человеческих переживаний — доверия к основе бытия, фундаментальной ценности жизни, самоценности и достоинства, и через это подходит к переживанию смысла, он говорит о двух принципиальных вещах: глубочайшей затронутости человека перед лицом жизни и обнаружении себя в бoльших, превосходящих контекстах. В этой готовности видеть за происходящим нечто большее, понимать отдельные события на уровне экзистенциального значения, видится не только залог персонально проживаемой жизни, но и путь к религиозному чувству.
Готовя номер к изданию, мы, редакторы журнала, столкнулись с немалыми трудностями, связанными с переводом центрального понятия. Духовность понимается в широком смысле слова, как противоположность материальному, телесному и утилитарнопрактическому. В английском и немецком языках есть устоявшийся термин «Spiritualitat» — «спиритуальность», который звучит не очень по-русски. Такой парадоксальный факт: чувства и проблемы родные и знакомые, а того самого слова в русском языке, когда хочется сказать: Да, да, вот оно самое! — этого нет. Мы искали термин, который не сводил бы духовность к религиозности, и вместо немецкого «Spiritualitat» использовали понятия «духовное», «духовность», а где-то оставили кальку «спиритуальность ». И вот, когда номер уже был сверстан, одна наша коллега предложила обратиться к замечательной работе русского религиозного философа Семена Франка «С нами Бог». Несмотря на сходство фамилий, в своей феноменологической трактовке религиозного чувства Франк ближе не к Франклу, а к современному экзистенциальному анализу. В его работе мы, по-моему, и нашли феноменологические описания духовных переживаний человека, сделанные прекрасным русским языком.
Вот несколько цитат, которые так по-русски говорят о том же самом, о чем в линдау, на майском конгрессе GLE говорили немецкие и австрийские коллеги. Их имеет смысл перечитать после того, как вы прочтете доклад А. Лэнгле «Дух и экзистенция: о духовном начале, имманентно присущем экзистенциальному анализу» в этом номере журнала.
В своем докладе Лэнгле описывает в том числе и такие переживания спиритуального, которые еще не являются собственно духовными и тем более религиозными чувствами. И о том же пишет Франк (заметим, что перед нами работа 1946 года, вышедшая первоначально на английском языке).
Семен Франк: «Поставим сперва более общий вопрос: возможен ли вообще сверхчувственный опыт — опыт, выходящий за пределы чувственно-воспринимаемых содержаний бытия, так сказать, его ближайшего, знакомого нам обычного „земного“ состава — цветов, звуков, вкусов, запахов, осязательных качеств? Я не буду пускаться здесь в сложные, трудные для философски не вышколенного ума доказательства, что уже в восприятии геометрических форм, а также в восприятии времени и в восприятии таких хорошо знакомых нам общих свойств и отношений бытия, как единство и множество, род и вид, сходства и различия, причины и действия, мы имеем образцы нечувственного или сверхчувственного опыта. Обратимся к другим примерам, более простым и имеющим — как увидим сейчас же далее — отношение к нашей теме. что такое, например, эстетический опыт? Как воспринимаем мы красоту? лучше всего при этом сосредоточиться на искусствах, так сказать, беспредметных, как музыка или архитектура. Слушая прекрасное музыкальное произведение, человек, одаренный музыкальным чувством, слышит, кроме самих чувственноданных звуков и их сочетаний, еще что-то другое, что мы называем музыкальной красотой и что составляет само существо музыки. Как бы позади звуков и сквозь них мы воспринимаем еще что-то несказанное, о чем в словах можно дать только слабый, несовершенный намек. Музыка Бетховена открывает нам какую-то героическую эпопею духа — скорбь, мятеж, титаническую борьбу — и горестную судьбу духа, и блаженство его торжества. Музыка Баха как бы отверзает нам небеса и в переливах голосов показывает нам чистую, прозрачную, возвышенную красоту некой нездешней эфирной орнаментики. через музыку Моцарта мы становимся причастниками детской чистой игры неких ангельских существ, в прелести которой очищается и просветляется вся скорбь бытия. Если звуки при этом воспринимает наше ухо, то то несказанное, о чем они говорят, что они возвещают, воспринимает непосредственно наша душа».
В докладе а. лэнгле феноменологический метод позволяет сделать очень тонкое различение между опытом переживания сверхчувственного и опытом религиозным. Несмотря на то что у С. Франка это различение не проводится (что неудивительно — он не психотерапевт, а религиозный философ), его описания этапов становления религиозности по своему феноменологическому содержанию во многом параллельны описаниям лэнгле. Я привожу их, чтобы вы, дорогие читатели, оценили, «как это будет порусски».
С. Франк: «Так, эстетический и нравственный опыт сходен с опытом религиозным не только в том, что это есть опыт сверхчувственный. Будучи таковым, он во всех своих формах имеет своеобразный состав, в силу которого самое интимно близкое, что мы испытываем внутри, в глубине нашего „Я“, есть одновременно свидетельство чего-то отдаленного, как бы улавливаемого вдалеке — чего-то иного, „запредельного“; выражаясь в философских терминах, этот опыт есть имманентный опыт трансцендентной реальности. Не нужно здесь поддаваться соблазну грубых, пространственных понятий, предполагающих резкое, отчетливое различие между „близким“ и „далеким“, „внутренним“ и „внешним“. Отвергая все предвзятые схемы, нужно констатировать состав опыта, как он есть на самом деле, а этот состав здесь именно таков, что мы испытываем живое, интимное прикосновение чего-то исходящего издалека или что совершающееся в глубине, внутри нас, сознается как действие на нас извне. Вопреки всем ходячим, грубым теориям мы констатируем факт, что опыт может быть опытом о трансцендентном. Такова именно существенная черта религиозного опыта».
Конгресс GLE в линдау назывался: «Духовность и интимность: опыт работы с глубинным в психотерапии». Доклады коллегпсихотерапевтов (некоторые из них приведены в нашем бюллетене) и панельная дискуссия на эту тему (ее вы также можете найти в этом журнале) подводят нас к выводу о том, что противопоставление снимается в собственном опыте переживания. И как полноправный участник дискуссии опять вступает С. Франк: «Сама дилемма, как она обычно ставится, есть недоразумение, порожденное наивным наглядным материалистическим представлением, будто наша „душа“, наше „Я“ есть какой-то замкнутый сосуд, имеющий отверстие только вовне, сообщающийся только с внешним миром, внутри же обособленный непроницаемой оболочкой; исходя из этого предвзятого представления, Бога либо ищут вовне, в составе внешнего мира, либо же объявляют Его „иллюзией“, т.е. душевным переживанием, элементом и порождением нашей собственной душевной жизни. Но душа не есть замкнутый сосуд; она сама имеет бездонную глубину и там, в этой глубине, не только открыта и соприкасается с Богом и даже не только впитывает Его в себя, раскрываясь Ему навстречу — как растение своими корнями впитывает влагу почвы, — но даже живет некой общей жизнью, находится с Ним в таком общении, что Он переливается в нее и она — в Него».
Все это написано значительно раньше и так понятно русской душе. Наверное, поэтому тема духовности нам кажется очень-очень русской темой. И наша собственная российская конференция «Духовные опоры человека: диалог психотерапевтических школ» представляется скорее самозародившейся здесь, а не инициированной извне. Посмотрим, каким будет разговор об опыте работы с духовными содержаниями в психотерапевтической практике.
Мы в России все-таки очень истосковались по духовности. Об этом можно услышать от учителей, врачей, психологов, бизнесменов и даже банкиров. Вторая тема номера — экзистенциальный анализ в бизнесе, — как ни странно, перекликается с основной темой. Те же два вопроса: могу ли я на работе поступать по совести, то есть в согласии со своей сущностью, и вижу ли я истинную ценность того превосходящего контекста, в который попадает мой ежедневный труд, собственно, ради чего все это? Мы любим разговоры на такие темы, даже в бизнесе; именно в бизнесе они оказываются лучшим средством для прояснения собственных оснований, для противостояния сгоранию.
Я желаю нашим коллегам — читателям третьего номера бюллетеня «Экзистенциальный анализ» хорошего чтения и дружеской профессиональной беседы на нашей очередной конференции.
Гл. редактор журнала
Светлана Кривцова
Краткое содержание некоторых статей
Попытка экзистенциальноаналитического понимания символа святой троицы
В статье представлен подход к пониманию Св. Троицы — центрального символа христианства — с позиции современного экзистенциального
анализа. Рассматривается история формирования догмата о Троице, а также различные варианты его психологической интерпретации. Показывается,
что с точки зрения антропологии экзистенциального анализа христианская модель Троицы раскрывается как схема, позволяющая структурировать динамические силы духовного измерения человека.
Е.М. Уколова
Обнаружение аутентичного голоса среди диалектов внутренней полиФонии
В житейской психологии, философии и научном психологическом дискурсе основной функцией совести полагается нравственная оценка поведения
человека. В экзистенциальном анализе акцент в понимании функций совести смещается с распознавания и осуждения превратного поведения к процессу выработки самой стратегии поступков. Понимание голоса совести как звучащего на этапе принятия решений позволило предложить два методических шага для нахождения аутентичной позиции как на этапе принятия решения, так и на этапе оценки ранее принятых решений. В качестве первого шага предлагается вербализация внутренних голосов с особенным вниманием к нюансам их интонации. Обсуждаются интонации голоса совести, которые различимы среди эмоциональных диалектов внутреннего многоголосия. В качестве второго шага человеку предлагается почувствовать и оценить степень близости каждого из голосов к собственному глубинному «Я». Приводятся примеры применения вышеуказанных методических шагов в консультативной практике.
А.С. Баранников
Формирование представлений о связи личностной динамики и поведения с духовностью человека в современном экзистенциальноМ анализе
В статье рассматриваются изменения представлений экзистенциального анализа о духовной сущности человека. Отмечается смещение антропологического акцента в современном экзистенциальном анализе с психоноэтического антагонизма к понятию Person. В этом же плане освещаются и возможные перспективы личностного развития. Определяются понятия «аперсональное формирование личности» и «аперсональное поведение». Предлагается собственный взгляд автора на связь понятия «спиритуальность» с онтологическими аспектами переживания. Отмечается роль «онтологической динамики» в переживании. Раскрывается феномен «завуалированного аперсонального поведения».
И.Н. Ефимова
Феномен и проблемы лидерства с точки зрения экзистенциального анализа
В статье излагается концепция лидерства, базирующаяся на экзистенциально-аналитической антропологии и представляющая собой основу для организации производственной деятельности, которая основана на принципах кооперации и сотрудничества. Приводится структура лидерства, соответствующая концепции фундаментальных мотиваций, рассматривается роль личности руководителя, типичные проблемы и способы саморазвития, позволяющие укрепить лидерские качества.
Н.Н. Андреева, И.А. Ларина
Экзистенциальноаналитические аспекты управленческой деятельности
Управленческая деятельность в организации рассматривается с точки зрения функционального и феноменологического подходов. Показано, что
функциональный подход в деятельности руководителя недостаточен. Рассмотрены ситуации управленческой деятельности, при которых феноменологический подход является более адекватным и эффективным.
Н.А. Киндсфатер
Возможности использования идей и методов экзистенциального анализа в практике
бизнес-тренинга
Статья посвящена возможностям использования экзистенциальноаналитического подхода в бизнес-обучении на четырех уровнях: онтологическом,
структурном, методологическом и методическом. Описывается опыт применения одной из методик экзистенциального анализа в рамках бизнес-тренинга.
Д.Ю. Размахнина
ВОЗМОЖНОСТИ СУПЕРВИЗИИ РАбОТЫ НАЧИНАЮЩИХ ТРЕНЕООВ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУПП
НА ОСНОВАНИИ МОДЕЛИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА А. ЛЭНГЛЕ
В статье рассматриваются возможности применения метода Персонального экзистенциального анализа (ПЭА) в рамках супервизии работы тренеров с подростковыми группами. Супервизии, построенные на принципах экзистенциального анализа, позволяют повышать эффективность работы тренеров за счет проработки их эмоциональных реакций на конфликты, выхода за рамки стереотипного восприятия своей профессиональной деятельности, формирования уважительного отношения к личности подростка и занятия Позиции. В статье приводятся конкретные примеры работы по отдельным шагам ПЭА.
Е.А. Евстигнеева
Феноменологический метод в психотерапевтической практике экзистенциального и гуманистического подходов
Cтатья является результатом сопоставления пяти психотерапевтических направлений: гештальт-подхода, клиент-центрированной терапии К. Роджерса, фокусировано-ориентированной терапии Ю. Джендлина, британской школы экзистенциального анализа (Э. Спинелли, Э. ван Дорцен, Г. Кон) и австрийской школы экзистенциального анализа и логотерапии А. Лэнгле — с точки зрения того, как их представители реализуют феноменологический метод. На основании анализа философской литературы (в основном это работы Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и М.К. Мамардашвили) были выделены общие характеристики феноменологического метода, послужившие основанием для сравнения. В части, посвященной структуре феноменологического метода, проводится параллель между феноменологическим методом в экзистенциально-гуманистической парадигме и феноменологическим методом М. Хайдеггера.