Основные этапы жизни и деятельности В.Франкла:
  • 26 марта 1905 года в Вене родился Виктор Эмиль Франкл
  • Переписка с Фрейдом в средней школе
    Публикации в «Международном журнале индивидуального анализа» и в «Международном журнале индивидуальной психологии»
  • в 1927 году вынужден покинуть общество «индивидуальной психологии»
  • в 1930 году получает степень доктора медицины
    10-летняя практика в качестве специалиста в неврологии и психиатрии. Чтение Макса Шелера.
  • 1938: первая публикация об экзистенциальном анализе и логотерапии
  • Вместе со своей семьей освобождается от депорации в концентрационный лагерь. Остается из-за своих родителей в Вене, истекает срок визы, данной американцами. Устраивается в госпиталь Ротшильда, вскоре после этого депортация семьи в конлагерь.
  • Теряет обоих родителей, братьев и жену в концлагере
  • Мотивы выжить в концлагере: три категории ценностей: возрождение рукописи о логотерапии, надежда на встречу со своей семьей и женой, вера в бога как последний смысл
  • Депрессия после освобождения, когда получает информацию о смерти близких, и ее преодоление через принуждение со стороны друзей написать книгу о концлагере (написана в течении 9 дней).
  • Восстановление работы «Die Arztliche Seelsorgе» (в русском переводе «Доктор и душа») под давлением Петцеля
  • Главный врач в поликлинике, как следствие появление самых важных работ, соискатель и докторант по психологии
  • Конец 50-х годов. Начало путешествий по разным странам. Сначала Гарвард, затем и другие 200 университетов во всех точках Земли, свыше 60-ти поездок с докладами только в одних США
  • В 1982 году одна из первых учениц Франкла доктор Ева Коздера создает вместе с дочерью Франкла, психологом доктором Габриеллой Веселый при содействии доктора Альфрида Лэнгле (при согласии и желании Виктора Франкла и Элли Франкл) Венский институт логотерапии на Лайнцерштрассе 50 (13 район). Он называется «Институт логотерапии и других методов психотерапии», чтобы подчеркнуть отличие логотерапии от логопедии. Институт создается как частное медицинское заведение
  • Ноябрь 1983 года - начало образовательной деятельности под руководством А.Лэнгле. С 1986 года, постоянно существует образование в Граце, Ганновере, Мюнхене (Функе + Вазилики Винкхофер), Мелле (Функе) и др.
  • 1984 год - учреждение «Бюллетеня GLE»; первая научная конференция в Вене, после чего проводятся две конференции в год до 1993 года
  • Февраль 1985 - Признание профессиональным сообществом GLE как научного общества, необходимого для всех
  • Март 1985 года - визит В. Франкла в Москву, во время которого были прочитаны две лекции в МГУ им. Ломоносова
  • 1991 год - В. Франкл получает статус почетного председателя GLE
  • 1993 год - изменение существующей структуры образования, которое следует за базовым Признание министерством здаравоохранения Австрии экзистенциального анализа как самостоятельного психотерапевтического направления и Общества как структуры образования.
  • 1997 год - кончина Виктора Франкла


  • Книги В. Франкла, изданные на русском языке:

    Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.
    Доктор и душа. Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1997.
    Основы логотерапии. Психотерапия и религия. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2000.
    Воля к смыслу. Пер. с англ. М.: Апрель-пресс-Эксмо-пресс, 2000.
    Психотерапия на практике. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001.
    Теория и терапия неврозов: Введение в логотерапию и экзи­стенциальный анализ. Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001
    Сказать жизни "Да":психолог в концлагере. Пер. с нем.- М.: Смысл, 2004

    Те, кто были знакомы с Франклом, помнят его как личность, излучавшую мудрость и человеческое обаяние. Свет этой души был очищен в неописуемых переживаниях величайшего горя и крайнего унижения. Он претерпел их без ненависти, стараясь сохранять честь и достоинство. И это вызывает уважение. Тот, кто мог жить после Освенцима и Дахау, демонстрируя такое чувство юмора, самокритично стремясь к пониманию сущности человека, мог обращаться к клиенту со словами, которые выделялись на фоне широко распространенных жажды мелочного возмездия и боязни заглянуть за горизонт. Такая позиция пробуждала любопытство, хотелось знать больше о том, какие смыслы, цели, опыт преодоления и исполнения дают возможность так говорить этому проверенному горем человеку. Мы видели точку зрения, которая эмпирически была проверена на прочность и не могла быть разрушена страданием.

    Мы знали его как высокообразованного, остроумного и точного мыслителя, знатока философии, антропологии, психологии и медицины, опытного психиатра, исследователя в психотерапии, демонстрирующего вызывающее уважение величие ума.

    Он был человеком, готовым прийти на помощь. Как рассказчик он был занимателен, остроумен, любил шутки и ценил хороший анекдот, но в тоже время очень рационально подходил к беседе и оставался верен своей цели. Ему было неприятно небрежное использование понятий, он любил отточенные формулировки и ясность смысла. Франкл всегда почтительно относился к простому человеку и сам вел простую и скромную жизнь, которая полностью была посвящена работе. В глубине души этот умный, блестящий оратор и рассказчик был робким человеком, избегавшим общества, личных встреч и критики. Иногда он страдал от этой не совсем добровольной изоляции, которая с другой стороны, давала ему условия для осуществления обширных рабочих планов. По существу, Франкл был борцом-одиночкой, не приспособленным для коллективной работы.

    Я знал Франкла как в высшей степени религиозного человека. Хотя он не был христианином, но его идеи были во многом близки христианскому образу мыслей. Он оставался в еврейской вере из уважения к традиции его родителей и праздновал самые важные еврейские праздники и день своего освобождения из концлагеря, который отмечал как постный день.Виктор Франкл, как человек, опиравшийся на духовные ценности, отстаивал интерес к человеческому духу, который был важен для него в первую очередь в глобальных вопросах преодоления горя и поиска смысла существования. Его любви к высотам духа соответствовала и его любовь к высотам гор и скал, которые он покорял, страстно преодолевая собственную нерешительность.

    Вопросы смысла занимали его с ранних лет. Как врач он не ограничивался лечением психиатрических симптомов у пациентов, он считал человеческим долгом каждого врача заниматься " Медицинской духовной помощью ", о чем написал книгу еще в конце 30-х годов, и в этом смысле он был предшественником введения психологии и психотерапии в клиническую практику. Для Франкла речь шла прежде всего о помощи в решении жизненных проблем, противостояния нигилизму, помощь в человеку переживающему пустоту и отчаяние, что сближало его с христианскими подходом.

    Антропология Франкла изображает человека как проникнутого стремлением к смыслу, в котором тот находит соответствующее его сущности исполнение, что становится возможным, благодаря двум главным духвным способностям: самодистанцирования (за счет которого человек сможет обходиться с самим собой) и самотрансцендентности (что дает возможность посвящать себя другому человеку или делу). Однако, как личность человек в конечном счете остается тайной. Это глубокое уважение к чести личности, ее совести и ее смыслу, которым она живет отличает экзистенциальный анализ и логотерапию. При этом Франкл не приукрашивает человека: "С Освенцима мы знаем, на что человек способен. И с Хиросимы мы знаем, что стоит на карте."

    С той же четкостью, с которой он говорит о свободе, ответственности и смысле существования, он описывает трагичность ограниченности сил, горя, долга и смерти в жизни каждого человека. Но он не пытался объяснять тайну человека с помощью категоризаций или редукции к психическим механизмам. В этом он чувствовал покорность, он и стоял как верующий человек стоит перед тайной его Бога.

    Подводя итог его многообразной, наполненной трудом и смыслом жизни, которая представляет собой целую эпоху в развитии науки и человечности, мы хотели бы высказать благодарность за наследие. Опыт Франкла и его идеи по-новому воспринимаются в новых условиях и дают почву для расширения и углубления исканий, что будет лучшей возможностью отдать должное его жизни и тем вечным мыслям, которые мы читаем в его произведениях.

    Виктор Франкл остается в нашей памяти как образец любви к человеку, стремления к проникновению в его сущность, как символ смысла в жизни " вопреки всему " и как личность демонстрирующая " безусловность человеческого бытия ".


    Alfried Langle
    Президент GLE



    См. также статью А. Лэнгле "Виктор Франкл - поверенный человечности" в нашей библиотеке

  • 1
    Вена - мировая столица психотерапии
  • 2
    Яна Дюкова. Один из лучших переводчиков А.Лэнгле.
  • 3
    Наталья Васильевна Дятко. Психотерапевт.
  • 11
    А.Ленгле и Оксана Ларченко - бессменная переводчица на протяжении 12 лет
  • 19
    Ирина Александровна Ларина. Участница семинаров. Психотерапевт. Тренер.
  • 4
    Участники семинаров
  • 7
    Участники семинаров
  • 20
    Светлана Ашотовна Мардоян. Участница семинаров. Психотерапевт. Тренер
  • 6
    Собрание GLE-international в Вене
  • 12
    Альфрид вручает Александру Баранникову диплом "Master of science"
  • 16
    Ленгле в Москве. Отмечаем старый новый год
  • 15
    Участники семинаров
  • 5
    Участники семинаров
  • 8
    Альфрид Лэнгле в Венской опере
  • 10
    А.Лэнгле И.Ефимова и Е.Уколова с участниками семинаров
  • 21
    Виктория Холмогорова. Участница семинаров. Психотерапевт. Тренер
  • 9
    В Венской опере
  • 18
    Надежда Николаевна Андреева. Участница семинаров. Психолог-консультант.
  • 14
    Вышла первая книга Ленгле в Москве. Автор и редакторы
  • 22
    Альфрид Лэнгле
  • 17
    Наталья Игнатьева. Участница семинаров. Психотерапевт. Тренер.
  • 24
    Вена. Знаменитый дом Хундертвассера.